Кошка, как и остальные домашние животные, — лошадь, овца, собака, птица и
т. д. — много сотен лет существуют рядом с человеком. До недавнего
времени существовало мнение, что все породы домашней кошки
сформировались в результате искусственного отбора, что исторически
вполне естественно и закономерно. Считалось, что все современные
домашние кошки происходят от одного Древнего предка — североафриканской —
переднеазиатской степной кошки. Предполагалось, что буланые кошки из
Северной Африки — это наиболее вероятные предки, в противоположность
диким европейским котам — обитателям глухих лесов, ненавидевшим людей, и
что буланых кошек, обитающих от Алжира до мыса Доброй Надежды, роднят с
их домашними родственниками анатомические и физиологические
особенности.
За последние десятилетия выяснилось, что домашняя кошка ведет свой род
еще и от кошек Месопотамии. Аравии и иных стран Передней Азии. Возникла
гипотеза, что она произошла от скрещивания степной и дикой кавказской
кошек. Посетивший в XVII веке Персию итальянец П. Делла Балле описал в
своих "Письмах потомкам" кошек необычайной красоты с шелковистой
серо-голубой шерсткой и пышным хвостом. Сравнительно недавно установили,
что буланая кошка, барханная кошка и кошка, описанная Балле, — все это
подвиды одного и того же вида европейской кошки, широко распространенной
в Старом Свете. Поэтому получается, что египтяне приручили
североафриканскую разновидность, а жители Азии — азиатскую.
Таким образом, первоначально возникло грациозное, пропорционально
сложенное, очень красивое животное с изящным телом на длинных лапах.
Произошло же это около пятого тысячелетия до н. э.
Сведения о кошках есть у Геродота, жившего в V веке до н. э. и
путешествовавшего по Египту. Он писал, что египтяне за 3 тысячи лет до
н. э., то есть практически 5 тысяч лет тому назад, уже имели прирученных
домашних кошек, которых они возвели в ранг "священных животных",
считая, что между богом солнца Ра и кошками существует какая-то
неведомая и таинственная связь. Ведь зрачки кошек расширяются во весь
глаз и сужаются до крохотной щелочки в обратной зависимости от
освещенности, от того, в каком месте небосвода находится солнце. А ночью
глаза кошки светятся, излучая, якобы, свет солнца, "накопленный" ею
днем. Поэтому кошку считали священным животным и за ее убийство
наказывали смертью.
Если в семье древнего египтянина умирала кошка — это было большим горем,
и все члены семьи, в силу традиции, в знак траура сбривали себе брови.
Умершую кошку бальзамировали и опускали в специальный сделанный для этой
цели ящичек, — гробик. Ящички были разными и зависели от благосостояния
семьи: простой люд хоронил кошек в деревянных ящичках, люди побогаче — в
бронзовых, а богачи — даже в золотых. В Египте известны кладбища таких
захоронений мумифицированных кошек в Бубастисе, где найдено множество
прекрасно сохранившихся мумий.
Апогея славы кошки достигли около 2000 года до н. э., когда кошка стала
храмовым животным. В храме Гелиополиса имелось изображение бога Ра в
кошачьем облике и огромная статуя кошки, которая могла расширять и
сужать зрачки в зависимости от положения солнца и освещенности.
Одновременно это были и часы — каждый час божественное животное
выпускало фонтанчик воды.
Множественные древние изображения кошек дошли до наших дней в виде
скульптур богини Бастет (Бает) с кошачьей головой, рисунков, украшающих
саркофаги, папирусы, статуэток и т. д.
Контрастом древнему поклонению кошке выглядят акты вандализма,
совершенные английскими колониальными чиновниками в прошлом веке по
отношению к кошачьим кладбищам. Вот один из них. В Ливерпуль было
доставлено 300 тысяч мумий кошек, которые использовали для удобрения
полей местных фермеров. Чудом уцелел один кошачий череп, хранящийся
теперь в Британском музее. Сегодня не верится, что это совершили
представители народа Великобритании, где живут, как принято считать,
главные любители кошек в мире.
Древние греки, а точнее их продовольственные запасы, также страдали от
грызунов. Попытки бороться с мышами и крысами при помощи горностаев,
ласок, хорьков, каменных куниц и полуприрученных змей были не
эффективны. Поэтому в Египет были направлены ловцы кошек, которые при
помощи купцов и владельцев кораблей, а точнее говоря — контрабандистов,
переправляли котов в Грецию. Однако если кто-нибудь на этом занятии
попадался, то расплата за содеянное была одна — смерть. В свою очередь
египтяне отправили ловцов в Грецию, чтобы выкрадывать своих животных
обратно. Доказательством служат монеты V века до н. э. с изображением
кошки, похожей на буланую, найденные на Пелопонесском полуострове.
А что же азиатская прародительница кошек? Что же происходило с ней? Один
из первых историографов кошек де Монкриф приводит любопытную трактовку
общеизвестной истории, которую в свою очередь ему поведал один
высокопоставленный мулла.
Когда животные попали в Ноев ковчег, то первые несколько дней они
пребывали в шоке. Но вскоре самцу обезьяны наскучил сидячий образ жизни и
от его любви с молодой львицей родились кот и кошка.
По мусульманскому преданию, именно Магомет научил кошку всегда падать на
четыре лапы. Пророк отвел кошке постоянное место в раю и, погладив три
раза по спине, наделил кошачью породу даром падать на четыре лапы. В
связи с этим преданием на арабском Востоке Магомета стали называть
"отцом кошек". Однажды его кошка Миеца лежала в задумчивости на рукаве
одежды, а хозяин, торопясь на молитву и не осмеливаясь потревожить
животное, отрезал рукав своего халата.
Но еще задолго до изложенного выше предания Плиний, древнегреческий
историк, писал, что арабы обожали золотистых кошек (вероятно, имелись в
виду прародительницы абиссинских кошек). Аналогично к кошкам относились и
турки. По сей день мусульмане относятся к кошкам с особым
расположением.
Из Египта домашняя кошка попала в Азию, где после скрещивания с
индийской степной кошкой, имевшей длинную шерсть, сформировалась
основная длинношерстная порода кошек.
На Дальнем Востоке домашние кошки были давно известны. Не совсем ясно,
как они сюда попали. Предполагается, что за 600 лет до н. э. этот вид
животных распространился в Китае, где разводились длинношерстные кошки. В
VI—IX веках кошки проникли в Японию из Китая. С другой стороны, скорее
всего, процесс одомашнивания шел здесь самостоятельно, и предками
дальневосточных кошек стали дикие животные, обитавшие в этом регионе. В
этих странах кошек часто обожествляли и им поклонялись.
Интересно, что, в отличие от мусульман, буддисты, проповедуя любовь к
животным и их защиту, почему-то не распространяли на кошку свое
покровительство. Это, вероятно, связано с тем, что, согласно легенде, во
время восхождения Будды в Нирвану все звери были приглашены на
церемонию. Только одна кошка проспала и прибыла на место встречи с
опозданием, что было непростительно.
Плутарх в I веке нашей эры упоминает о кошке как об экзотическом
животном, почти заморском чуде. Из того, что известно в наши дни, о
кошке упоминали Геродот и Аристотель. Это свидетельствует о том, что
кошки все еще были редки. В противоположность выше сказанному, есть
предположения, что в Грецию кошки попали через Италию или через остров
Крит, ибо на Крите обнаружили фрески, изображающие кошек, пожирающих
перепелок. Фрески датируются 1600 годом до н. э.